[ Оглавление ]


МЕЛЬПОМЕНА В РУБЦОВСКЕ


В 1937 году труппа артистов Алтайского краевого колхозно-совхозного драматического театра из Бийска была переведена в Рубцовск. Свою творческую жизнь на Рубцовской сцене он начал постановкой пьесы "Гибель эскадры" А.Корнейчука. Театр разместился в здании клуба железнодорожников "Красный Октябрь". А название его осталось прежним вплоть до 1943 года, когда театру был дан статус "Рубцовский городской драматический театр".

Первый сезон театр открыл спектаклем "Овечий источник" по пьесе Лопе де Вега. Поставил его первый директор и режиссер театра Д.Кошич. Второй сезон осенью 1938 года начал в здании клуба "12 лет Октября", в котором размещается и поныне.

В те годы клуб был центром культурной жизни города: здесь шли кинофильмы и концерты, проводились собрания и конференции. Сейчас трудно представить себе те условия, в которых рождались спектакли молодого театра. Единственное производственное помещение - под сценой. Здесь находились костюмеры и реквизиторы, парикмахеры и бутафоры, здесь же располагалась единственная гримировочная комната, вернее, угол для актеров. Сцена для репетиций была свободна преимущественно в утреннее и ночное время. 0 механике сцены даже не мечтали.

А спектакли рождались. Они были нужны людям, и в театре это понимали все - от режиссера и актера до рабочего сцены, а поэтому преодолевали все трудности ради тех часов, когда погаснет свет в зале, зажгутся огни рампы, и сотни зрителей, затаив дыхание, уйдут вместе с актерами в светлый и радостный мир. Теплый прием зрителей был лучшей наградой за тяжелый труд: он давал силы, помогал творить.

На Рубцовской сцене появляется целый ряд спектаклей по пьесам советских драматургов. Это "Бронепоезд 14-69" В.Иванова, где революционная тема поднята до большой патетики, "Шторм" Биль-Белоцерковского о героизме эпохи гражданской войны. Не была забыта и классика, как русская, так и зарубежная. Зрители Рубцовска увидели "Ревизора" Н.Гоголя, "Вишневый сад" А.Чехова, пьесы А.Островского, Лопе де Вега, Шекспира, Скорона, Гальдоне. Сохранились театральные программы второй половины 40-50-х годов. На грубой бумаге, пожелтевшие, они знакомят с репертуаром театра, с его творчески составом. В истории нашего театра осталось имя Г.А.Немировича-Данченко, директора и главного режиссера, интеллигентнейшего и талантливого человека, приехавшего в нашу провинцию из Ленинграда. Сохранилась его фотография на первомайской демонстрации 1956 года среди работников театра, документы, подписанные его рукой. В спектаклях "За тех, кто в море" (по пьесе Б.Лавренева), "Маскарад" (по драме М.Ю.Лермонтова), "Васса Железнова" (М.Горького) он выступал и как актер.

Существуют редкие фотографии в архиве театра. Среди них - сцены из спектаклей с участием Е.Ершовой, замечательной актрисы, депутата Рубцовского городского Совета (Кручинина в пьесе Островского "Без вины виноватые" и многих других).

Но занавес открывался не только на сцене клуба "12 лет Октября". Спектакли игрались в самых отдаленных районах Алтайского края и за его пределами. Целые месяцы подряд театр жил, что называется, "на колесах". Это были не только колеса грузовой полуторки, автобуса или вагона поезда. Часто это были колеса запряженной лошадьми телеги, а зимой - полозья розвальней. Спектакли шли на тесных сценах сельских клубов, на открытых площадках колхозных дворов, на полевых станах, на заводах, в школах.

Благодарностью зрителей искупалась и тряска на бесконечных проселочных дорогах и ночевки, подчас, где придется. В пути работа актеров продолжалась, готовились новые пьесы. На фотографиях можно увидеть коллектив театра в этих походных условиях.

Великая Отечественная война - памятная страница в истории театра. 22-го июня в одном из алтайских сел шла подготовка к началу спектакля на открытой площадке. Но занавес тогда так и не открылся, так как началась война. Труппа срочно вернулась в Рубцовск, который уже был отмечен печатью военного времени. Часть актеров ушла на фронт. Среди них - Нина Григорьева, молодая способная актриса, вместе с мужем, актером В.Марковым (не вернулись, погибли).

Рубцовский театр встал на фронтовую вахту. Нужны были спектакли, зажигающие сердца верой в грядущую победу, наполняющие души людей стойкостью и мужеством. Театр ставит спектакли: "Овод" по роману Войнич, пьесу К.Симонова "Русские люди", Л.Леонова "Нашествие". На каждом спектакле в антрактах объявлялись сводки Совинформбюро о положении на фронтах, и часто выпускники пехотного училища или выздоравливающие в госпиталях сразу же после просмотра спектакля строем отправлялись на вокзал и уезжали на фронт. Ставили "Егора Булычева" М.Горького, "Мачеху" Бальзака.

Геннадий Петрович Кочетков в книге "Антракта не будет" так описывает впечатления о Рубцовске зимы 1942 года: "Вспоминая степной, мало кому ведомый в те годы городишко, я прежде всего словно бы ощущаю озноб и вижу костры - немилосердной была зима, лютовали морозы. А за городом, в степи, днем и ночью, горели костры, громадные, дымные, негасимые. Под открытым небом, промерзшим до седин, шумели станки, лязгал металл. У станков в полушубках и ватниках военного образца стояли рабочие бывшего Харьковского, а теперь заново рождающегося в Алтайской степи машиностроительного завода, и они были похожи на солдат.

Вечером рабочие приходили в театр. Запахнув поплотнее полушубки, они смотрели сквозь морозный, выдыхаемый десятками ртов туманец на сцену. На ней тоже солдаты: шла пьеса Корнейчука "Фронт".

Каменная коробка сцены покрыта тонким ледяным панцирем, он холодно поблескивает, скупо отражая огни софитов. Зато в тесной гримировочной жарко, выстреливая искры, с яростным весельем гудит чугунная буржуйка. На стенах - шинели, полевые сумки, оружие. Все это делало комнату похожей на блиндаж. Отогревшись у буржуйки, актеры уходили на промерзшую сцену, как уходили из блиндажа на передовую бойцы.

Здесь, конечно, не падали снаряды, но и здесь был фронт. До начала спектакля, когда зал был еще не освещен, я наблюдал в глазок занавеса, как рассаживаются зрители. Рабочие приходили к нам целыми цехами прямо с завода, как и солдаты ротами с передовой. Это и были солдаты - солдаты от станков. Все мы были солдатами одного фронта - на сцене, в зрительном зале, и не могло быть иначе, на наши плечи поровну легли и невзгоды военной поры, и горечь поражений, и ответственность за свое дело".

В послевоенные годы театр радует зрителей спектаклями "Иркутская история" Арбузова, "Дело, которому ты служишь" Ю.Германа, "Вечно живые" Розова, "Люди, которых я видел" Смирнова, "Мария" Салынского, классикой. В 1957 году театр поставил перед собой сложную творческую задачу: создать спектакль с образом Ленина. Готовились "Кремлевские куранты" Н.Погодина. Ставил спектакль Б.Вахрушев, а роль Ленина была поручена артисту Ю.Балабонину. В раздумьях, сомнениях, поисках спектакль состоялся. Впоследствии Балабонин еще дважды работал над этим образом в спектаклях "Именем революции" М.Шатрова и "Третья патетическая" Н.Погодина.

Оформлением занимался Ю.Ф.Жиляев, главный художник театра. Пришел туда после ранения на фронте и более 30 лет отдавал ему все силы и способности. В фондах музея представлены некоторые его документы - почетная грамота от Алтайского крайисполкома за оформление спектаклей "Аленький цветочек", "Хребты Саянские" и "Платон Кречет", фотографии сцен из оформленного им спектакля "Божественная комедия" Штока, программы и афиши его работ и поздравительная телеграмма в связи с присвоением почетного звания "Заслуженный работник культуры РСФСР".

В 60-е годы труппа драматического театра пополнилась яркими именами известных в Рубцовске актрис: Аллы Константиновны Бородиной, Галины Арсеньевны Желоболовой. Галина Арсеньевна приехала в Рубцовск в 1965 году, до этого работала в Красноярской оперетте, солисткой Винницкой филармонии. "Путь в театр был долгим и трудным, - вспоминала Галина Арсеньевна - и в драмтеатр попала только в 1952 году - в Кустанайский. Зарплата была мизерной, жить на нее было трудно, но удовольствие я получала от работы огромное. Была счастлива, что доверяли играть главные роли". Среди документов из фонда музея - почетная грамота от руководства АЗТЭ "Лауреату рабочей премии, актрисе Рубцовского драматического театра - 40 лет актерского труда, 20 лет на Рубцовской сцене".

Алла Константиновна Бородина в Рубцовске с 1967 года - приехала из Сарапульского драматического театра Удмуртской АССР. В ее репертуаре - самые разнообразные роли. Но самое глубокое творческое удовлетворение она связывает со спектаклем "Таня" по драме Арбузова, где она исполняла главную роль. Ее работы были отмечены дипломом 2-ой степени победителя краевого смотра творческих достижений артистической молодежи 1970-1971 года, другими наградами. Ей присвоили звание Заслуженной артистки РСФСР.

В музее хранятся документы Агеева Юрия Александровича, Заслуженного артиста Белорусской ССР: грамота за высокое актерское мастерство в исполнении ролей, спектаклях 49-го театрального сезона, приветственный адрес от Президиума правления Белорусского театрального общества, репертуарные листы, фотографии. И еще один заслуженный артист России вырос в нашем театре - Юрий Степанович Серегин (сейчас работает в другом театре).

В этом году исполняется 30 лет работы в Рубцовском театре Петра Ивановича Авсянникова. До приезда в Рубцовск он играл в Великолукском, Сарапульском драматических театрах. В его творческом активе более 170 ролей. Были и главные, и совсем маленькие. Но к любой из них он относился одинаково требовательно. По словам бывшего главного режиссера Виктора Петровича Шокурова "отличительное качество актера Авсянникова - большое трудолюбие, постоянное желание работать над сценическим образом". В свое время радовали рубцовских зрителей своими интересными работами на сцене Надежда Ивановна Моргунова, Борис Давыдович Рубинов, Мария Ивановна Курзо, Лидия Ивановна Шумакова, Сергей Верескин. Сейчас они на заслуженном отдыхе. Рубцовчане старшего поколения хорошо помнят замечательных актеров Леонида Владимировича Орлова и Леонида Михайловича Шатилова. К сожалению, их уже нет в живых.

3а 60 лет существования театра коллективом сыграно около 25 тысяч спектаклей, на которых побывало свыше 6 млн. зрителей. Игре наших артистов аплодировали зрители Семипалатинска, Павлодара, Усть-Каменогорска, Талды-Кургана, Ферганы. Особое внимание уделяется детским спектаклям потому, что в театре считают, что воспитывать активного зрителя нужно с детсадовского возраста. В 1991 году Рубцовский драматический театр получил статус Театрально-культурного центра.

КАГИКИНА М.А.
старший научный сотрудник краеведческого музея.


[ Оглавление ]