[ Оглавление ]


ИЗ ИСТОРИИ МИХАЙЛО-АРХАНГЕЛЬСКОГО ХРАМА г.РУБЦОВСКА


В феврале 1996 года Михайло-Архангельскому храму г.Рубцовска исполнилось 90 лет.

Многое в облике церкви определено традицией. Прежде всего, ее архитектурная форма "корабль" с возвышающейся мачтой-колокольней. Простота архитектурных форм сибирских храмов характерна для этого строения: в здании нет красочности древнерусских построек с яркой позолотой куполов, богатством архитектурных надстроек, яркими красками.

Церковь вытянута в длину, на восток, и это создает ощущение полета. Горизонтальная растянутость дополняется вертикальной вытянутостью колокольни и устремленностью к небесам куполов. Архитектоника храма наглядна, даже физически ощутима, что характерно только для настоящих памятников архитектуры. Дата освящения храма 4 февраля 1906 года известна из "Приговора Рубцовского сельского общества Ново-Алейской волости Змеиногорского уезда Томской губернии" (ГАТО, ф.З, оп.З, 6019) - единственного пока документа об истории храма. К сожалению, неизвестны имена основателей и строителей храма, его первых служителей. Но совершенно очевидно, что имя святого, в честь которого был освящен рубцовский храм, выбрано не случайно.

Архистратигу Михаилу, поставленному Господом над девятью ангельскими чинами начальником, верному служителю богу (его имя с еврейского языка переводится "кто как Бог"), изгнавшему с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами, посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов. В древнем Киеве сразу по принятии христианства был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. Не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвященного архистратигу Михаилу. Один из главнейших храмов г.Москвы - храм-усыпальница в Кремле - посвящен ему. Прекрасны иконы Чиноначальника Вышних Сил. Он предстает всегда с огненным мечом, которым защищает прибегающих к нему с молитвой от злых сил.

Заступник Архистратиг Михаил не оставил и рубцовский храм. История рубцовской церкви восстанавливается по воспоминаниям старожилов города. По их свидетельству, первая Божественная Литургия была отслужена в начале 1906 года, в дни празднования Сретенья Господня. Сразу после революции 1917 года были предприняты несколько попыток закрыть храм. Одна из первых относится к 20-м годам. Это событие описывала местная газета.

Однажды во время Литургии в храм зашел человек в военной форме, чтобы забрать церковную утварь для нужд молодой Советской республики. Но прихожане дружно остановили его. Военного спасли револьвер в руках и конная упряжка, ждавшая у входа в храм. В 30-е годы храм заняли обновленцы, а в 1937 году церковь закрыли. Главный храмовый колокол сняли и увезли на переплавку, иконостас сломали, роспись содрали, иконы растащили. Церковную утварь частично удалось спасти. В канун Рождества Христова в 1947 году храм был открыт, его первым старостой был Житков. До этого времени его приспосабливали под разные нужды: в нем хранили зерно, стройматериалы, а во время Великой Отечественной войны в помещении храма расположилось общежитие: в средней части жили мужчины, на месте хоров - женщины, в алтаре размещалась амбулатория.

В год открытия храма был сооружен временный иконостас, который написал сын первого старосты Василий Житков. К началу 50-х годов на добровольные пожертвования прихожан поставили постоянный иконостас. В 1956 году храм начали расписывать: сначала появились иконы главного купола и Распятие, затем иконы для средней части храма. К Пасхе 1992 года отреставрирован и покрыт золотой фольгой иконостас. На Рождество 1993 года освящены новые колокола. Так постепенно преображался храм, благодаря стараниям священников и добровольным пожертвованиям верующих людей и жителей города. Старания прихожан и настоятеля Архангельского храма Михаила Кизюн вознаграждены: в 1994 году церковь получила статус "Памятника архитектуры".

Самое красивое и важное место в каждой церкви - иконостас. Иконостас рубцовского храма поражает прихожан своим благолепием, определенным порядком расположения икон. Три цвета - белый, желтый, голубой, синий - о Боге Духе Святом. Такое сочетание цветов и каждый оттенок отдельно раскрывают значение полноты духовного представления, оного, символизируют слияние вечной жизни и чистоты. Белый цвет выражает представление о Боге Отце, желтый, золотой - о Боге Сыне, голубой - о Боге Духе Святом. Такое сочетание цветов и каждый оттенок отдельно раскрывают значение полноты духовного представления, содержащегося в ряжах иконостаса.

Цель настоящей статьи - показать принцип расположения икон в рубцовском иконостасе, что поможет лучше раскрыть значение и функции не только этого иконостаса, но и других иконостасов русских храмов.

Иконостас - это стена, отделяющая среднюю часть от святая святых - алтаря. Русский иконостас, берущий свое начало в Византии, формировался постепенно, однако до сих пор не воссоздана картина этого процесса. Из трехъярусного иконостаса типично византийского явления, появился высокий, пятиярусный иконостас - типично русское явление.

Каждая церковь, придерживаясь основных догматических правил устройства алтарной стены, имела свой неповторимый иконостас, особенности которого определялись размерами храма, временем его сооружения и набором святых, особо чтимых в том или ином приходе.

Иконостас Михайло-Архангельского храма четырехъярусный. В настоящее время заканчивается формирование четвертого ряда. В центре местного ряда, как и положено, Царские врата с традиционным набором образов Благовещения и четырех евангелистов. Слева от врат - образ Богоматери в полный рост с Христом-младенцем на руках, справа - образ Спасителя. Автор рубцовского иконостаса расположил образы святых, придерживаясь определенного принципа. Рядом со Спасителем - образ святого архидиакона Стефана первомученика, первого человека, пострадавшего за веру и Христа. Рядом с образом Богоматери - образ святого Романа Сладкопевца, византийского поэта 6 века, автора песнопений в честь Богородицы, первым воспевшего Марию. Таким образом, рядом с иконами Богоматери и Спасителя расположены образы святых, которые первыми их прославили. Лишь немногие из прихожан, глядя на образ Богоматери с Младенцем в местном ряду, узнали в нем одну из копий со знаменитого образа Богородицы росписи Киевского Собора святого Владимира, написанного В.М.Васнецовым. Богоматерь с Младенцем Христом на руках, простирающим к молящимся свои детские ручки, написана художником в конце 1880-х годов. Образ сразу получил большую популярность. Судя по отзывам современников, это было обращение художника к национальным традициям, облачение их в современную живописную форму. Васнецов вступил на путь слияния традиций древнерусского искусства с изобразительными методами, понятными и привычными людям 19 века. Однако в начале 20 века зазвучали резкие критические отзывы по отношению к васнецовским росписям. Стал известен факт, что в Младенце художник изобразил своего сына - Мишу. Однако критика в приземленности, малой одухотворенности образов, написанных Васнецовым, была недолгой и незлой. Успех росписей был настолько велик, что они повторялись во многих храмах и церквах России. В середине нашего столетия копия с Богоматери работы Васнецова, появилась в рубцовском иконостасе. Из образов святых, наиболее чтимых в местном приходе, в первом ряду иконостаса помещены образы святого Николая Мирликийского, святого Великого Георгия Победоносца и Преподобного Сергия Радонежского. С особым почитанием относятся к святому Николаю на Руси с первых лет принятия Христианства. Во имя святителя Николая Чудотворца был крещен в 866 году киевский князь Аскольд, первый русский князь-христианин. Над могилой Аскольда после его смерти в 882 году княгиня Ольга воздвигла первый в русской церкви храм Святого Николая. На иконе русского иконостаса изображение Святого Николая традиционно: в полный рост, в епископском облачении. Рядом - образ другого, не менее почитаемого на Руси святого - Великомученика Георгия Победоносна. В Древней Руси существовала традиция изображать этих святых рядом: ведь Николай Мирликийский был на Руси самым почитаемым из епископов, а Георгий - самым чтимым из мучеников-воинов. В искусстве центральных районов России распространен тип иконографии святого Георгия, в котором он представлен в рост, в воинских доспехах или хитоне и плаще, чем подчеркивался аристократизм облика Георгия. Таким, в пурпурном плаще, предстает Святой Георгий и на иконе рубцовского иконостаса. Последняя икона в этом ряду - Преподобного Сергия Радонежского.

В историю Руси этот святой вошел как человек, сделавший немало для объединения русских земель, русского государства под главенством Москвы: не раз он примирял враждовавших между собой князей. Сергий благословил князя Дмитрия Донского на поход против татар и предрек ему победу: он возвел первый деревянный храм Троицы, дабы "воззрением на Святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего". Поэтому Преподобный Сергий Радонежский стал одним из самых почитаемых общерусских святых. Не случайно, что в первом ряду образу Преподобного Сергия симметричен образ Великомученика Георгия Победоносца. Святой Георгий - тоже символ объединения Руси. Георгий Победоносец - всадник, поражающий змия - герб Москвы и эмблема Русского государства. Второй ряд - праздничный. В расположении церковных праздников он не лишен особенностей. В центре ряда - икона Тайной вечери. В соответствие с евангельским текстом участников трапезы иконописцы компоновали вокруг стола, но Христа всегда можно узнать: он в центре правой рукой благословляет апостолов, левой держит развернутый свиток. По обеим сторонам иконы образы Рождества. Слева - Богоматери, справа Иисуса Христа. Крайние иконы ряда связаны идеей посвящения Богоматери и Иисуса Христа Богу, "Введение во храм Пресвятой Богородицы" и "Сретенье". Таким образом, каждая часть этого ряда от иконы Тайной вечери обрамляется иконами, сюжеты которых связаны с жизнью Богоматери и Иисуса Христа, предопределенностью их судьбы. Другие иконы дополняют эту идею. Симметрично расположенные иконы, объединенные мотивом смерти, раскрытия через смерть божественности Богоматери и Иисуса Христа. Это - Успение Богородицы и Воздвижение Креста Господня. Оставшиеся иконы связаны с наиболее важными событиями земной жизни Иисуса Христа. Однако их выбор и расположение также не лишены логики. Композиция Крещения следует после Рождества Христова. Симметрично этому образу расположен образ Преображения. Это в соответствии с текстом святого Писания на иконах писали гору Фавор, на вершине горы в сиянии света - Иисуса Христа в светлых ризах, под горой, пораженных чудом апостолов. Таким образом, обе иконы связаны темой подвига спасения Иисуса Христа. Третий ряд рубцовского иконостаса представляет, на наш взгляд, немалый интерес: в нем представлены образы святых пророков и праотцов, располагающихся традиционно над местным и праздничными рядами. В центре ряда - икона Новозаветной Троицы. Это изображение Бога Отца, справа от Него (одесную) Бога Сына и над ними - Святого Духа в виде голубя. Расположение образов с обеих сторон от Новозаветной Троицы подчинено симметрии. Первые иконы пророков. Слева от Троицы - образ Новозаветного пророка Иоанна Крестителя, справа - Ветхозаветного Ильи Пророка. Как в русском православном сознании, так и в древнерусской иконографии одним из самых популярных пророков был Илья и Иоанн Предтече. Пророка Иоанна иконописцы изображали в грубой одежде из козьей шкуры, подчеркивая аскетизм, в руках свиток со словами проповеди. Аскетом и проповедником представлен Иоанн и в иконостасе рубцовского храма. Следующие симметрично расположенные иконы отцов церкви, святителей, авторов Литургии - Василия Великого и Иоанна Злотоуста. Их изображения традиционны: в епископском (святительском) облачении. Образы святых Григория Богослова и Иннокентия Иркутского - святителей - симметричны друг другу. Самые крайние иконы третьего ряда иконостаса символически связывают первый и третий ряды. Образ Святой Варвары последнего ряда симметричен образу Святого Георгия, они связаны идеей великомученичества. Святая Варвара пострадала за христианство при императоре Максимиане около 306 года. Подвигам смирения и уходом из мира близки Преподобные Алексей человек божий и Сергий Радонежский. Четвертый ряд рубцовского иконостаса состоит из трех икон: в центре - образ Спасителя в полный рост с благословляющей десницей. Справа - образ Богоматери "Всех скорбящих Радость", слева - образ одного из последних русских святых, Преподобного Серафима Саровского. Расположение этих икон имеет свой смысл: они симметричны образам первого, местного ряда. Икона Богоматери "Всех скорбящих Радость" симметрична образу Богоматери с Младенцем у Царских врат. Образ Преподобного Серафима Саровского как бы дополняет ряд образов первого ряда, расположенных за иконой Спасителя образов святых, наиболее почитаемых в приходе. Иконостас рубцовского храма венчает восьмиконечный крест. Таким образом, мы рассмотрели иконостас с точки зрения внутренней, символической связи его рядов и отдельных образов: набор икон не случаен, их расположение не лишено логики и внутреннего смысла. Несомненна связь образов и сюжетов иконостаса с росписью стен храма и икон внутренней части храма. Однако эта тема для специальной статьи.

СЕВАСТЬЯНОВА С.К.
кандидат филологических наук, факультета индустриального института.


[ Оглавление ]


ИСТОЧНИКИ

  1. Настольная книга священнослужителя. М, 1983. т.4.
  2. Такташова Л.Е. Русская икона. Владимир, 1993.
  3. Живов В.М. Святость. Краткий словарь алиографических терминов. М., 1994.

[ Оглавление ]