[ Оглавление ]


Плох тот солдат, кто не мечтает стать генералом


Все-таки недаром говорят, что педагогами рождаются, а не становятся. Ведь сеять разумное, доброе, вечное не каждый сможет. Это от Бога. А если учитель признан лучшим в городе – это талант. С Еленой Хитровой, ставшей победительницей городского конкурса «Учитель года» беседует наш корреспондент Ирина ЕСИНА.

– Елена Евгеньевна, вы, конечно, с самого детства мечтали стать учителем?

– Вовсе нет. Я была довольно увлекающимся и активным ребенком. Ходила во всевозможные кружки, занималась танцами, акробатикой. Три года училась в музыкальной школе. В старших классах занималась в театре юного зрителя, очень хотела стать актрисой. Но, окончив школу, поступать в театральное училище побоялась. Реально оценила свои возможности. Особой уверенности, что я настолько талантлива, чтобы стать хорошей актрисой, у меня не было. Поэтому после неудачной попытки поступить в НГУ на филологический факультет пошла работать в школу № 5 пионервожатой.

Немного поработав, поступила в Барнаульский педагогический институт. И с четвертого курса стала работать учителем русского языка и литературы.

– А почему именно в школу? Разве других специальностей мало?

– Я всегда любила детей. Сколько себя помню, постоянно возилась с малышами. Большое влияние на мой выбор оказала и моя учительница русского языка и литературы Валентина Георгиевна Третьякова. Это мой старший друг, наставник. Я пошла по ее стопам.

– Как вас встретили в школе?

– Как родную. Ведь я выпускница этой школы. Учителя знали меня с детства, на что я способна и что от меня ждать. Я всегда была в рядах активистов. Можно сказать, что вернулась домой.

– Каким был ваш самый первый класс?

– Огонь, вода и медные трубы. Этот класс я запомню на всю жизнь. Как первую любовь. Это был 6 «В». Я его выпустила в прошлом году. По знаниям класс был слабым, хотя были в нем и свои звездочки. Зато это были очень творческие дети, с которыми никогда не было скучно. С некоторыми из них мы до сих пор поддерживаем связь.

– Класс, которым вы руководите сейчас, такой же?

– Нет, здесь дети совершенно другие. Открытые, доброжелательные и увлеченные учебой. Их я взяла уже в седьмом классе. Работаем вместе всего три месяца, но общий язык нашли сразу. Хорошо помогают родители. Надеюсь, что доведу ребят до выпуска. Если класс не расформируют. В последнее время появилась тенденция к увеличению наполняемости классов. В каждом из них должно быть не меньше 25 человек. А у нас – всего 21. Если в классе меньше 25 учеников, то ставится вопрос о расформировании. Хотя я считаю, что для качественной работы лучше меньшая наполняемость. Ведь каждый ребенок требует индивидуального подхода.

– Сегодняшние дети отличаются от тех, когда вы были ребенком?

– Дети всегда остаются детьми. Возможно, акселерация стала сильней. Ну и время, конечно, сейчас другое. Когда я училась, была пионерская организация. Помню, как мы гордились пионерским галстуком, защищали честь класса. Сейчас этого нет. Жаль, что нынешние дети этого не знают. Мы пытались создать иное направление, но ничего не получилось. Сегодня у нас существует аналог пионерской организации – «Фортуна». Это совет старшеклассников, который является связывающим звеном между учителями и учениками. Ребята охотно занимаются общественными делами, проводят различные мероприятия. Недавно у нас был День самоуправления, где ученики выступали в роли учителей. Всем понравилось. Говорят, что почаще такие дни нужно проводить.

– Елена Евгеньевна, не обидно, что учитель сегодня так унижен?

– Конечно, обидно. Обидно, что, имея хороший потенциал (у нас много одаренных учителей), мы не можем в полной мере реализовать свое предназначение. Нет материальной базы, методической литературы, месяцами не платят зарплату. Учителя работают на одном энтузиазме. Многие из школы уходят по этой причине.

– Вы стали победителем городского конкурса «Учитель года». Как вы не побоялись принять участие в столь серьезном мероприятии?

– Просто решила испытать себя, хотя очень волновалась.

– Что представлял собою конкурс?

– Он состоял из трех этапов. Первый этап – творческая визитка, где мы показывали себя как учителя и человека. Второй – письменная работа «Моя педагогическая концепция», в которой излагались основные принципы работы учителя. И последний, самый трудный, на мой взгляд, этап – открытый урок, который давался в другой школе, в незнакомом классе. Времени на подготовку было немного, а работа предстояла огромная. Нужно было познакомиться с детьми, уловить стиль работы учителя, постоянно работающего в этом классе, чтобы создать комфортные условия для ребят на уроке.

– Ну и как, удалось?

– Думаю, что да. Урок я давала в 6 «А» классе школы № 6. Ребятишки очень активные, работали плодотворно. Большую помощь оказала постоянный учитель, классный руководитель этого класса Ольга Владимировна Фогель, а также администрация школы № 6, взявшая на себя все организационные вопросы.

– А ваши коллеги?

– Их помощь была просто неоценима. В подготовке ко всему конкурсу, особенно уроку, мне помогла завуч по учебной части Галина Васильевна Корнеева. Будучи учителем русского языка и литературы, она дала очень ценные советы по отбору теоретического и практического материала. Вместе с ней скорректировать последовательность урока помогла директор школы Зоя Тимофеевна Щеблякова. Она человек аналитического склада ума, преподает математику. Большую работу вместе со мной провели и другие учителя – группа поддержки. Они приняли активное участие в подготовке визитки и непосредственно участвовали в ней.

– Участвуя в конкурсе, вы были единственным представителем школы?

– Нет. Нас было двое. Помимо меня в конкурсе приняла участие учитель музыки Валентина Васильевна Файт. Она заняла второе место. Мне повезло чуть больше. Я благодарна ей за постоянную поддержку и дружбу.

– Какие отношения у вас были с остальными участниками конкурса?

– Самые добрые, теплые. Соперничества не было, только здоровое чувство соревнования.

– Понравилась ли вам организация конкурса?

– Хотя участницей подобного конкурса я была впервые, мне очень понравилась организация работы. Условия были четкими и ясными. Особенно понравилось, что была психологическая подготовка, столь необходимая нам для уменьшения напряженности. Мы почувствовали себя более уверенно, комфортно. Также было приятно, что с нами работали очаровательные юнкоры из школы-гимназии № 3. Они очень тактично и умело вели свою работу.

– В чем она заключалась?

– Они брали у нас интервью перед началом конкурса, затем поинтересовались мнением детей о проведенном уроке и о самом учителе. Результаты этого опроса мы узнали в финале. Было приятно слышать, что детям все понравилось, и они хотели бы встретиться еще.

– Какова была реакция ваших родных на вашу победу в конкурсе?

– Тылы у меня очень крепкие. Могу сказать, что победой в большой мере я обязана своей семье. Обе мамы (мужа и моя) помогли в оформлении урока и в печатной работе. Огромная психологическая поддержка была со стороны мужа, который волновался не меньше, чем я. И все верили в мои силы.

– Кто, на ваш взгляд, больше всех радовался вашей победе?

– Каждый радовался по-своему. Но, наверное, больше всех – моя доченька Настенька. Она три дня ходила очень гордая и всем сообщала, что мама самая лучшая. Особенно обрадован был дедушка мужа, так как сам всю жизнь проработал в школе учителем физики.

– Я знаю, что как победитель городского конкурса вы будете участвовать в краевом конкурсе «Учитель года Алтая-99». С каким настроем вы собираетесь туда ехать?

– С одной стороны, это большая честь, а с другой – огромная ответственность, так как придется представлять целый город. И очень хочется выступить достойно и не ударить в грязь лицом.

– Надеетесь ли вы победить?

– Отвечу пословицей: «Плох тот солдат, кто не мечтает стать генералом».


[ Оглавление ]