[ Оглавление ]


Бабушка рядышком – и невзгоды отступают


О том, что в доме прибавление, стало ясно еще с порога. К запаху парного молока примешивался еще какой-то необъяснимый, но свойственный только младенцам, запах. В углу кухни на кучке соломы лежал, подогнув под себя все четыре ножки, новорожденный теленок.

Майя Васильевна сразу же оторвалась от домашних дел и сообщила, когда Пеструха появилась на свет, сколько молока выпивает, сколько весит и еще много разных мелочей. Удивительная нежность по отношению к маленькому животному чувствовалась в каждом слове хозяйки. Не случайно она взяла теленка в дом. Пока он не окрепнет и не станет самостоятельным, ему нужны постоянные внимание и забота.

Майя – это упрощенное от польского имени Майна. Так бабушку звали в детстве. Потом имя упростили. А Майей зовут еще и потому, что родилась в мае.

– У меня с правнучкой Катюшкой дни рождения рядом. Я все подшучиваю над этим. Говорю: вместе родились в мае, вместе будем маяться.

Кроме Катюшки у Майи Васильевны Хаустовой есть еще одна правнучка, трое детей и семеро внуков.

Но это официальные биографические данные. Есть еще и нигде не учтенные. Майя Васильевна приходится бабушкой еще нескольким десяткам ребятишек. Правда, на глаза им она старается не показываться.

Около 20 лет назад, а именно тогда у героини этого рассказа завязалась дружба с городским детским домом, один мальчик никак не хотел верить, что Майя Васильевна – «общая» бабушка. Он, будучи сиротой, считал, что он ее единственный внук. Как объяснить ребенку, что он не прав? Поэтому баба Майя и решила, что впредь лучше на виду у ребятишек не появляться. И вот уже 18 лет дети не знают в лицо человека, который о них заботится.

Маяться Майе Васильевна в жизни приходилось очень часто. Опекая такую кучу ребятишек, хлопотать приходится с утра до вечера.

– А как же иначе? Разве возможно это занятие бросить? – удивляется баба Майя. – Я сама росла в семье, где по многу лет жили бездомные ребятишки. Не понаслышке знаю, каково им приходится. И я думаю, все люди знают, как тяжело таким детям. Но, кто-то может спокойно жить, зная об их проблемах, а я не могу.

В середине 90-х Майя Васильевна поехала навестить родственницу. Та работала в детском летнем лагере. Приехала и увидела, как родители балуют своих чад сладостями и подарками. А рядом стоят ребятишки из детского дома. Никто не угостил их даже конфеткой.

Вернулась Майя Васильевна домой расстроенная. А тут, по счастливой случайности, заехали к ней в гости продавцы фруктов. Они привезли в город целую машину персиков, яблок, абрикосов. Фрукты надо было срочно реализовать. Майя Васильевна обошла всех знакомых, соседей. Торговля продолжалась до глубокой ночи. Гости остались довольны и в награду за хлопоты подарили Майе Васильевне несколько ящиков фруктов. Она разложила их по пакетам и незамедлительно отвезла 40 ребятишкам в лагерь.

О добрых людях, как известно, молва идет далеко. Вот и в нашем городе об этой бабушке знают многие. Сейчас она на пенсии, никаких связей с «большими» людьми у нее нет, но все равно она как-то умудряется помогать людям.

– Как? – переспрашивает она. – Да вот так: беру человека, попавшего в беду, за руку. И идем с ним вдвоем по разным инстанциям. Главное – настойчивость. Без нее ничего не добьешься.

Примерно так, со слов Майи Васильевны, выглядело трудоустройство молодого человека, вернувшегося со службы в Чечне. Парень нигде не мог найти работу. Майя Васильевна привела его к руководителю одного из транспортных предприятий. У того как раз сокращение кадров. Он объясняет, что не может сейчас принимать кого-либо на работу. Пусть бывший воин поищет в другом месте.

– А когда его в Чечню забирали, ему другого места на выбор не предложили, – парировала баба Майя.

И парня, несмотря ни на что, на работу приняли. Скольких седых волос это стоило Майе Васильевне – известно ей одной. Но, справившись с одним делом, она тут же принялась помогать кому-то другому.

Чужая беда для этой бабушки – все равно что своя. Когда человек приходит поделиться своим горем, у нее возникают такие же чувства, как если бы в семье появился новорожденный. Раз появился – значит о нем нужно заботится, и никаких «но» быть не может. Беда взваливается на плечи, и Майя Васильевна ни за что не освободится от этой ноши, пока не справится с чьими-то проблемами до конца.

Ребятишки из районного детского дома, который баба Майя не так давно тоже взяла под свою опеку, как-то устроили настоящее театральное представление для гостей. Испачкались с ног до головы и попросили у присутствующих построить для них баньку. Если бы не помощь бабы Майи, об этой невинной просьбе гости давно бы уже забыли, и дело не пошло дальше слов. Но Майя Васильевна умудрилась даже «накатать петицию в край». В итоге ребятишки получили на одну баньку 100 кубов леса.

Ходить по инстанциям – не самое приятное занятие для пожилого человека. Но что делать, если другого выхода нет. «Не намозолишь глаза – ничего не получишь» – шутит баба Майя.

Самое обидное, что просить приходится именно за тех людей, кто больше всего нуждается и о чьих бедах известно каждому. И порой помочь человеку отказываются по самым пустяковым причинам или в силу личных амбиций.

Занимаясь поисками работы для другого бывшего военнослужащего, Майя Васильевна умудрилась накопить солидный пакет документов. Все это– сплошные отписки из разных организаций. Такое впечатление, что от человека просто отмахиваются, как от надоедливой мухи. Как тут помочь?

– А я дошла до последней инстанции – до главного начальника и прямо спросила его: а если бы так поступили с вашим сыном?

И баба Майя и ее подопечный надеются, что дело все-таки решится положительно, и у парня, наконец, появится работа.

Обещать что-то тем, кто пришел с просьбой, Майя Васильевна не может. Трудно даже предположить удачный исход дела. При всем желании помочь человеку сделать это очень нелегко. Тем более пожилой женщине, которая находится на пенсии. Вот уже много месяцев Майя Васильевна пытается добиться разрешения на строительство домов для двух участников военных действий в Чечне. Строить ребята предполагают в северной части города.

– Сейчас я и мои знакомые, которым не безразлична судьба ребят, служивших в таком страшном месте, штурмуем кабинет заместителя директора по строительству АО «Алттрак». Так как именно здесь лежит камень преткновения. Если нам удастся взять и эту высоту – будет настоящая радость для ребят и для всех нас.

В разговоре Майя Васильевна ни разу не обмолвилась о своих личных делах и проблемах. Похоже, о себе она уже и не заботится. Нет времени. Случайно узнала, что недавно баба Майя очень сильно хворала. Три недели никуда не выходила. На лекарства была истрачена неимоверно большая сумма денег. Но и выздоровев, она не стала больше времени уделять себе и своему здоровью. Все имеющиеся в доме медикаменты и те лекарства, которые удалось выпросить у соседей и родственников, она сложила в коробку и отвезла в детский дом.

Светлана БОГОРОДИЦКАЯ.
Наш корр.


[ Оглавление ]