начальная страница новости пресса история музей система воспитания кодекс турниры достижения чемпионы тренеры секции контакты отклики
Пресса о рубцовском бадминтоне
В список прессы

"Мой брат - волан, сестра моя - ракетка"

До 1966 года в Рубцовске об этом виде спорта мало кто слышал, а уж тем более им никто не занимался. Алексей Осадчий - в ту пору пору ещё довольно молодой инженер - с воланом и ракеткой впервые познакомился в санатории. Увлёкся игрой. Да что там увлёкся - он просто заболел ею. С таким вдохновением рассказывал о бадминтоне друзьям да знакомым, что и у них разжёг интерес.

Собирались, бегали по площадке с ракетками, перебрасывали воланы через сетку, пасовали друг другу. Нравилось, а вот правил игры совсем не знали. Переворочали много литературы, даже в энциклопедиях копались, но нигде не могли толком выяснить, что же такое настоящий бадминтон.

Помог, как очень часто это бывает, счастливый случай. В город приехал известный опереточный певец, заслуженный артист РСФСР, Николай Рубан.

Алексей Осадчий из газет знал, что гость Рубцовска, ко всему прочему, является председателем Всесоюзной Федерации бадминтона. Поклонники артистического таланта Николая Иосифовича шли к нему с букетами цветов, а любители волана - на поклон: посоветуйте, объясните, что к чему в бадминтоне. Посоветовал, объяснил. Подарил правила игры (была с собою книжечка такая), а Алексею - ракетку, купленную в хозмаге.

Уже в ноябре того года состоялся первый чемпионат города по этому виду спорта. Лучшим игроком и главным тренером был, конечно же, Алексей Осадчий. Год спустя в лидеры среди школьников вышел его сын Владимир. В 1968 году Володя стал уже чемпионом края среди юношей, и о бадминтонистах Рубцовска заговорили не только на Алтае. В самом же городе эта игра для очень многих стала поистине любимым видом спорта. Соревнования привлекали не только игроков, но и многочисленных зрителей - от понеров до пенсионеров. "Инфекция", завезённая Алексеем Осадчим, заразила не одну сотню людей.

Распрощался с элитным ВУЗом

"Не хочу учиться, а хочу...". Эту известную фразу Владимир Осадчий не произносил, а если бы и сказал, то с иной концовской. Он бросил учёбу, в биографии Владимира Алексеевича действительно есть такой факт.

Оканчивая школу, Володя был уже довольно известным в крае спортсменом, но успехи голову ему не вскружили. Было бы просто стыдно, если бы в школе дела шли хуже, чем в спорте. Поэтому и старался не посрамить себя.

В городе нашем не столь уж много инженеров, которые могли бы похвастаться учёбой в знаменитом Московском высшем техническом училище (МВТУ) имени Баумана. Среди инженерных ВУЗов он всегда считался элитным, а диплом МВТУ - престижнейшим. Поступить туда было куда труднее, чем в любой институт или университет. Владимир же Осадчий и поступил успешно, и добросовестно год проучился. А потом... Вдруг бросил учёбу. Впрочем, не совсем "вдруг". Виною был тот же бадминтон. Занимаясь им под руководством отца, Владимир сам тренировал группу более младших спортсменов. Уехав в Москву, оставил своих подопечных. Они часто писали. Проскальзывали в тех письмах намёкеи на тоску ребят по своему наставнику, да и родственники Владимира об этом писали. Он не находил себе места - тянуло в Рубцовск, к друзьям, к любимому занятию.

В Москве заниматься бадминтоном Володя не мог. В ранней юности, став чемпионом юношеского первенства края, он вынужден был прекратить активные занятия спортом. Из-за тяжелейшей травмы врачи предрекали пареньку нелёгкое будущее: возможно, потеря способности двигаться вообще. Можно только представить, как действовали на него такие прогнозы! Хорошо, что рядом были те, кто сумел убедить Володю в обратном, кто помог ему не упасть духом, приобрести уверенность в своих силах. Вот эта уверенность, постоянные физические упражнения, моральная поддержка родителей, друзей, знакомых сделали своё дело: Володя встал на ноги. Правда, не мог уже активно играть на площадке, но знания, умения пригодились ему на общественной тренерской работе.

- Если самому не довелось достичь больших вершин в спорте, то нужно отдать силы на то, чтобы воспитывать других спортсменов, - так решил для себя В.Осадчий. Алексей Павлович одобрил решение сына, как мог, помогал ему во всём.

Письма из Рубцовска в Москву разбередили душу Владимира. Махнул рукой и на элитный ВУЗ, и на престижный диплом. Не мог представить себя инженером, его тянуло к работе с детьми, хотелось стать настоящим тренером.

Зачем Дому спорта... грузчик?

В Доме спорта РМЗ к моменту возвращения Владимира из Москвы была открыта секция бадминтона. Нужен был тренер, а Осадчий-младший вполне подходил на эту должность. Только вот не была она предусмотрена в штате Дома спорта: единица существовала под прикрытием ставки грузчика одного из цехов завода.

Работа Владимиру нравилась, зарплата устраивала, а то, что по трудовой книжке он будет числиться грузчиком...

- Тогда я даже и не задумывался над этим,- говорит Владимир Алексеевич, - не было разницы, кем числиться. Главным считал - кем быть на самом деле.

Первые рубцовские кандидаты в мастера спорта и мастера спорта по бадминтону были воспитанниками Владимира Осадчего. Имя Риты Зайцевой гремело на весть Советский Союз, а к большим победам чемпионку готовил тоже он. Тот, кого все знали, как тренера. Однако в отделе кадров он числился в должности грузчика.

Имя звучало, а запись мешала!

Прощаясь с МВТУ Владимир думал продолжить учёбу на факультете физкультуры Алтайского пединститута. На заочном отделении. Перевод из технического ВУЗа в педагогический не допускался, но В.Осадчий не боялся вступительных экзаменов, надеялся на свою школьную подготовку. Увы, никого знания его не заинтересовали. Глянув на выписку из трудовой книжки, в с секретариате приёмной комиссии заявили:
- Берём только тех, кто в системе образования работает, грузчиков нам не нужно.

На следующий год в приёмной комиссии Владимир появился с "группой поддержки" в лице первого секретаря крайкома комсомола. В то время в спортивных кругах имя тренера Осадчего уже звучало, знали о нём и в деканате факультета. Не прочь были "заполучить" его в свои студенты, но инструкции не позволялидопускать грузчика даже до вступительных экзаменов. На третий год он привёз в институт сразу три выписки из трудовых книжек: одну - свою настоящую, а две - "липовые", друзья помогли достать. Выложил их на стол комиссии, выбирайте, мол, какая понравится... Экзамены сдал на отлично.

- А зачем Вам, тогда уже известному тренеру, нужен был диплом ВУЗа? Без него можжно было работать? - спрашиваю у В.Осадчего.
- Игре на площаке можно было обучать и без диплома,- отвечает он,- но ведь тренер - это педагог, воспитатель. Нам, в конечном итоге, нужно воспитать не просто хорошего спортсмена, но и настоящего человека. Вот и пошёл учиться в институт, чтобы знания педагога получить.

"Моя давняя привычка"

В спортивном зале на столе тренера лежит стопка школьных дневников. Зачем они здесь?

- А как же мы узнаем о школьных делах своих воспитанников?- вопросом отвечает Владимир Алексеевич.- Со дня основания детской секции ввели за правило эту традицию: каждый школьник носит на проверку дневник. Родители многих нынешных наших подопечных в своё время отчитывались передо мною за учёбу. Если уже слишком "зашивается" парень в школе, то тренеры дают ему "отпуск" от спортзала: наладь дела в школе, тогда и приходи. Спорт ни в коем случае не должен стать помехой ни в учёбе, ни в работе.

Не раз видел, с каким увлечением занимаются дети на тренировках, понял, что "отлучение" детей от волана с ракеткой - просто трагедия.

Рука об руку - с учениками

Сейчас Владимир Алексеевич - старший тренер, а его бывшие воспитанники Игорь и Юлия Назаровы и Николай Зайцев работают тренерами. Также, как когда-то за ними следил их нынешний шеф, они внимательно наблюдают за юными спортсменами. А под опекой всех четырёх наставников-педагогов с высшим образованием, мастеров спорта и классных бадминтонистов - около двухсот ребят из различных школ города. Кстати, в школе № 9 открыт филиал ДЮСШ по бадминтону. Работает успешно. А вот в школе № 23 инициатива Владимира Осадчего почему-то не прижилась. Жалеет он об этом: ведь чем больше детей будут вовлечены в спорт, самодеятельность, различные кружки при центрах творчества, Домах культуры, тем меньше будет у них времени на баловство, тем меньше скажется влияние "улицы".

И о тех, кто, моет быть, о бадминтоне представления не имеет, болит душа у этого увлечённого, одарённого человека.

Есть в секции гимн, а в нём такие слова:

Интересная жизнь у нас в секции:
Тренировки, походы в кино,
Есть музей у нас, есть и традиции.
Окрываем здесь в жизнь мы окно.

Слова эти написаны В.Осадчим.

Желание - это множество возможностей

Прошло (и вряд ли может вернуться) то время, когда в рвзговорах представителей прессы и руководителей любого ранга финансовые вопросы редко затрагивались. Настали иные времена. И в разговоре с Осадчим поневоле коснулись трудностей. Они, конечно же, есть, но Владимир Алексеевич упора на жалобы не делал. Главное, что он полон оптимизма:
- Господи, не такие сложности и трудности переживали за 30 лет работы, а эти как-нибудь переживём.

И вспомнился его рассказ о той давней травме, о том, как он "опротестовал" приговор врачей. Не просто выкарабкался из цепких рук недуга, но сумел стать нужным людям. Тысячи горожан прошли за долгие годы школу Осадчего, благодарны Владимиру Алексеевичу за него.

Над рабочим столом в кабинете тренеров висит скромный лист бумаги с тщательно выведенным текстом одного из стихов Эдуарда Асадова:

Во всех делах при максимуме сложности
Подход к проблеме, в сущности, один:
Желанье - это множество возможностей,
А нежеланье - множество причин.

Владимир Апарин
"Вечерний Рубцовск" от 2.12.1999 г.


Наверх

Ваши замечания и предложения присылайте на адрес: webmaster@rubtsovsk.ru
© Copyright 1999-2002 ЗАО «Рубцовск»